Вернуться
Вернуться в список
Виртуальные выставки
Татарские шамаили
Татарские шамаили
Заголовок
Татарские шамаили
Дата публикации
Аннотация
Шамаиль (арабск. «качества, достоинства») — своеобразный вид мусульманского изобразительного искусства, который в самом общем виде можно определить как настенные панно. Как известно, в исламе запрещено олицетворение Аллаха в каких-либо видимых формах и изображение человека и животных, поэтому татарские шамаили — это виды святых мест и мечетей, каллиграфические тексты из Корана, афоризмы, фрагменты поэтических произведений. Такие панно представляют собой орнаментально-ритмические композиции, в которых арабская вязь сочетается с растительным или геометрическим орнаментом и архитектурными сюжетами. Считается, что шамаили попали в Поволжье из Османской Турции во второй половине XIX века. Их писали масляными красками на обратной стороне стекла, подсвечивая изображения фольгой; главная роль отводилась каллиграфии. Горожане и сельские жители вешали шамаили в своих домах на стены и над дверными проемами, ими украшали интерьеры мечетей. Позже шамаили стали писать масляными красками и тушью на бумаге и холсте, вышивать на полотне, а с развитием типографского дела начали выпускать печатные издания, дополняя их пояснительными надписями. В Казани в конце XIX - начале XX вв. было несколько типографий, печатавших шамаили. В советское время шамаили были вытеснены на периферию культурной жизни татар, но теперь они вновь обрели популярность, заняв почетное место почти в каждой татарской семье. Шамаили сохраняют основные черты даже у принявших православие татар: их выполняют в той же манере каллиграфического письма, но с изображением православных святынь. В современном Татарстане шамаиль воспринимается как символ нерушимой духовной связи татарского народа с его богатым религиозным и культурным наследием.